Дошкольная логоритмика дома и в детском саду

МАДОУ "Детский сад №265" г.Перми

В рамках форума "ЦИО - шаг в будущее образования Пермского края"

Дошкольная логоритмика дома и в детском саду для детей старшего дошкольного возраста (видеоматериалы вебинара от 28.06.2017 года)

Авторы-составители :

Мосина Вероника Николаевна (музыкальный руководитель);

Свизева Наталья Павловна (учитель-логопед).

 

                     Приветствуем всех участников педагогического форума 

         "ЦИО - шаг в будущее образования Пермского края"!

               С 2015 года наша ДОО начала работать в рамках университетского округа ПГГПУ в статусе ЦИО. Нами было проведено немало открытых мероприятий для педагогического сообщества г.Перми и Пермского края, также мы имеем небольшой опыт организации дистанционного обучения ("Внедрение краткосрочных образовательных практик в ДОУ"), ориентированного на педагогов Пермского края. 

       2017 год был посвящён "Логопедической ритмике". Несмотря на то, что логоритмика вошла в педагогический процесс ДОО давным – давно, мы активно используем её в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений у дошкольников. И сегодня, мы надеемся, что каждый из вас подчерпнёт для себя что-то новое из представленного опыта работы  увлечённых логоритмикой педагогов МАДОУ «Детский сад № 265» г.Перми.

Предлагаем всем участникам педагогичесого форума окунуться в мир логоритмики и поприветствовать друг друга.

 "Здравствуйте, ладошки!" (Л.Хисматуллина).

 Прежде чем поделиться своим опытом, заглянем в словарь-справочник и вспомним что такое логоритмика.                           Логопедическая ритмика или логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи слова, музыки и движения, применяемая в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений. Особенность логоритмики заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, и музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом.

Зачем нужна логоритмика?  В последние годы логопедическая помощь детям дошкольного возраста оказывается в детском саду на логопедическом пункте, который ограничен местами (максимум 25 детей), а количество дошкольников с нарушением развития речи с каждым годом неумолимо растёт. Конечно, существуют специализированные логопедические дошкольные образовательные учреждения, но их не так много и они не способны принять всех желающих.

Речевое развитие является одним из самых сложных образовательных направлений в дошкольном возрасте, несмотря на то, что оно сопровождает практически каждую деятельность ребёнка. Тем не менее, в современном обществе наблюдается снижение речевой активности дошкольников. Главной причиной речевого вакуума таится в бездействии и пассивности родителей. Учителя-логопеды и дефектологи открыто заявляют о факторах вялости и скудности речи дошкольника. Посещение логопедических центров и индивидуальные занятия с логопедом, не смогут восполнить отсутствие речевой среды в первые годы жизни детей.

        Дошкольник XXI века в большей степени предоставлен самому себе и бездушным гаджетам. Живое общение между родителями и детьми «кануло в Лету». Внедрение логоритмики, проведение открытых логопедических занятий, семейных мастер-классов и других мероприятий позволит расширить диапазон образовательного процесса и создать условия для обогащения речевой среды детей дошкольного возраста. Регулярные логоритмические занятия (1 -2 раза в неделю) положительно влияют на сердечнососудистую, дыхательную, двигательную, сенсорную, речедвигательную систему дошкольника, воспитывают эмоционально-волевые качества личности. У ребёнка, занимающегося логоритмикой, происходит уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, слухового внимания, двигательной памяти. Совершенствуется общая и мелкая моторика, расширяется словарный запас, происходит выработка чётких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развивается творческая фантазия и воображение.

       В настоящее время в логопедии разработан целый ряд авторских методик и пособий по логопедической ритмике, которые используются практиками в системе коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения речи. По мнению Г.А. Волковой и др., они направлены на преодоление речевого нарушения путём развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Поэтому целью логоритмики является профилактика и преодоление речевых расстройств у детей дошкольного возраста путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

     Структура логоритмических занятий включает в себя разные виды упражнений:

  • ·        артикуляционная гимнастика;

  • ·        дыхательные упражнения;

  • ·        пальчиковая гимнастика;

  • ·        гимнастика для глаз;

  • ·        игровой самомассаж;

  • ·        музыкальные и речевые игры;

  • ·        музыкально-ритмические упражнения и т.д.

Тесная связь этих видов деятельности с музыкой позволяет разнообразить приёмы движения и характер упражнений. Остановимся и рассмотрим подробно некоторые направления логоритмики.

      Музыкально-ритмические упражнения в основном направлены на развитие чувства ритма и координацию движений. Исследования учёных: Л. А. Венгер, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др. показали, что у дошкольников, у которых наблюдалось недостаточное развитие чувства ритма, отмечались нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь. Таким образом, развитие чувства ритма неотъемлемо связано с развитием речи и его необходимо развивать.

По мнению Б.М. Теплова ритмическое чувство или чувство ритма является одной из трёх основных музыкальных способностей. Ритм является неотъемлемой частью нашей жизни, ведь по своей природе каждый человек ритмичен. В определённом ритме бьётся наше сердце, работают лёгкие, при ходьбе и беге мы не задумываемся над ритмичностью работы наших ног, поэтому ритмические движения легче усваиваются, а значит облегчают автоматизацию, что имеет огромное значения для коррекционной работы, но ритм неотъемлемо связан с темпом, скоростью движения. Темповые вариации весьма разнообразны: медленно, быстро, не спеша, спокойно и т.д. и для каждого человека есть свой «излюбленный», или врождённый темп. Он зависит от общего тонуса ЦНС и темперамента.

Приступая к работе с детьми, необходимо взять тот темп (и в речи, и в музыке), который был бы максимально комфортен большинству детей. Педагогу необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок почувствовал связь музыки с движением, и она стала для него привычной и естественной. Дети должны получать радость от движений и музыки, а движения в свою очередь усиливать эмоциональный отклик на музыку. Неслучайно все музыкально-ритмические упражнения связаны с определённой тематикой, образом.

        Мы предлагаем Вам посмотреть небольшой видеоколлаж музыкально-ритмических упражнений

        Как показало видео, не все дети и не всегда улавливают метроритм, у них отсутствует чёткость движений, но тем не менее они проживают эту ситуацию: едут в автобусе, шагают по дороге и всё это делают вместе под музыку, которая сплачивает в этот момент разных по духу и темпераменту детей и постепенно развивает их чувство ритма, координацию, восприятие и воображение.

      Дыхательные упражнения. Обычное физиологическое дыхание, как правило, неглубокое и равномерное: вдох равен выдоху. Речевое дыхание у детей более глубокое, интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов.

Детям бесполезно объяснять почему нужно дышать так, а не иначе, им просто нужны специальные игровые упражнения, речевой и певческий материал, который незаметно, а главное, постоянно будет тренировать диафрагмальную мышцу. Качество речевого и певческого дыхания дошкольника зависит не от количества вдыхаемого воздуха, а от правильного экономного выдоха, от умения распределять его на речевую или музыкальную фразу.

Цикл речевого дыхания можно разделить на три основных момента:

  • u короткий и спокойный вдох;

  • u затаивание, или задержка дыхания перед началом;

  • u выдох более продолжительный, экономный, постепенный.

  • По возможности игры на дыхание необходимо соединять с движениями туловища, рук, ног, пальцев и т.д.

Предлагаем Вашему вниманию небольшие видеофрагменты дыхательных упражнений, используемых нами в логоритмических занятиях. 

На видео вы обратили внимание, что иногда дети при вдохе поднимают плечи. Обязательно корректируйте их в этот момент. Можно сказать: «Плечи вниз!». Либо используйте дыхательные упражнения с движением рук и предметов. Например, когда ребёнок поднимает руки вверх, то плечи при вдохе остаются практически на месте. Убедитесь в этом сами. Сейчас все вместе на вдохе поднимаем руки вверх, на выдохе опускаем вниз. Приготовились. Вдох – выдох, вдох – выдох. Думаю, что у всех получилось. Переходим к следующему виду упражнений.

     Артикуляционная гимнастика – это комплекс артикуляционных упражнений, направленных на развитие речевого аппарата. В своей работе мы используем артикуляционную гимнастику практически в каждом логоритмическом занятии и выполняем её под музыку, где музыка не является фоном, а задаёт темп выполнения артикуляционных движений.

Итак, смотрим артикуляционную гимнастику.

Данные артикуляционные гимнастики можно использовать не только на логоритмических занятиях, но и в повседневной жизни дома и в детском саду. Так, например, воспитатели нашего ДОУ включают артикуляционную гимнастику в режим дня. После физкультурной зарядки, дети старшего дошкольного возраста делают артикуляционную, причём каждый день недели соответствует определённому комплексу. Понедельник – «Вот мы рано встали», вторник – «Вкусный завтрак» и т.д. На следующей неделе всё повторяется вновь.

   Не отказываемся мы и от артикуляционных упражнений, направленных на отработку конкретного элемента. Ежедневно используемые учителями-логопедами артикуляционные упражнения, такие как «Лягушка», «Иголочка», «Орешек» и т.д. получили в нашей логоритмике новую жизнь. Незатейливые стихи легли на музыку известных композиторов и народов, вызвав огромный интерес у детей и взрослых. Предлагаем вашему вниманию видео артикуляционных упражнений под музыку. 

     Далее нам бы хотелось обратить ваше внимание на пальчиковую гимнастику. Ещё Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие дошкольников. Существует огромное количество пальчиковых игр разной тематики. Они активно используются педагогами и родителями в младшем дошкольном возрасте, постепенно исчезая из жизни детей старшего дошкольного возраста. На мой взгляд, это большое упущение. Ведь ребёнок 5-7 лет ещё не наигрался, у многих старших дошкольников плохо развита моторика, а ведь руками можно не только показать, но и «рассказать», придумать свою историю. Рассказывая пальчиковую историю под музыку, ребёнок погружается в мир радости, ритмизации слов, музыки и движений. Как это происходит у нас, посмотрите сами.

      Видеоколлаж пальчиковой гимнастики для детей старшего дошкольного возраста.

 Как показало видео, детям старшего дошкольного возраста нравятся пальчиковые игры, и они охотно выполняют их. Уважаемые взрослые, не забывайте включать их в логоритмику для детей 5-7 лет.

       

      Следующий раздел логоритмики, который также интерес детям - это игровой самомассаж, своего рода уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Поглаживание, постукивание, похлопывание, разминание, растирание носа, ушей, щёк, лба, рук, ног и т.д. несёт здоровосберегающий эффект. Интенсивное воздействие на кончики пальцев при самомассаже, стимулирует прилив крови к рукам, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью дошкольника. Дети, которые каждый день делают игровой самомассаж мало подвержены простудным заболеваниям, у них улучшается настроение. А массаж ушной раковины (или ауриколомассаж) активизирует работу всего организма, так как на поверхности ушей расположены биологически активные точки, отвечающие за работу каждого органа. Игровой самомасаж проводится одновременно двумя руками. Сопровождение массажа художественным словом позволяет создать благоприятный эмоциональный фон и способствует запоминанию массажных движений. Смотрим видео.

      Игровой самомассаж можно проводить с предметами и без, под стихотворный текст или музыкальное сопровождение. Нет определённых ограничений. Всё зависит от вашего выбора, желания, возможностей.

Сегодня мы показали маленькую толику своих наработок по теме "Логопедическая ритмика". Кого заинтересовал наш опыт работы, пишите нам на e-mail: logoritmika59@mail.ru 

 

 




Комментарии



Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
Дата последнего обновления страницы 17.10.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»